21 апреля, 2024
Особенности рынка микрофинансирования

Особенности рынка микрофинансирования

В настоящее время на рынке микрофинансирования в России процветают нелегальные игроки, которые строят свои предложения на принципах финансовых пирамид. Крупные легальные финансовые учреждения озабоченны этим и требуют от Центробанка ужесточить регулирование.

Особенности российского рынка микрофинансирования

По своей сути, действия микрокредитных организаций носят ростовщический характер, но за последние годы этот бизнес широко развернулся. Сегодня микрофинансовые организации практически никто не контролирует, а отчетность сводится к ежеквартальным выпискам. Поэтому «серые» финансовые компании чувствуют себя на российском рынке очень хорошо, продолжая активно привлекать деньги граждан. Такая ситуация способствует образованию финансовых пирамид, а не поддерживает главную цель таких структур – предоставить населению и малому бизнесу доступ к кредитованию.

Два года назад был принят закон о деятельности микрофинансовых организаций. За это время рынок микрофинансов в России существенно вырос. По оценкам экспертов, совокупный объем микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов составляет 85 млрд рублей. За тот же период количество микрофинансовых организаций выросло в два раза и составляет 4100 (по реестру ФСФР).

Сегменты микрофинансового рынка

На отечественном рынке микрофинансирования можно выделить три сегмента. Первый сегмент – это организации, которые сотрудничают со средним и малым бизнесом. Такие структуры являются классическими микрофинансовыми организациями, предоставляющими небольшие ссуды предприятиям, которые не имеют доступа к банковскому кредитованию. Чаще всего это муниципальные или региональные фонды, получающие средства по программе МСП-банка. Они занимают примерно 50% отечественного рынка.

Второй сегмент – это микрофинансовые структуры, которые ориентированы на предоставление кредитов частным лицам. Они обслуживают граждан со скромными доходами или жителей небольших городов. Ставки у них выше, чем в банковских учреждениях. Например, МФО «Домашние деньги» предлагает займы по 168% годовых. Такие структуры занимают около 15% рынка.

Остальную часть составляет третий сегмент – организации, предлагающие взять деньги до зарплаты. Они предлагают населению займы, не превышающие несколько тысяч рублей, а проценты начисляют ежедневно (1-3%). Этот сегмент имеет опосредованное отношение к классическим микрофинансовым организациям, но получил наибольшую популярность. Именно эти компании резко увеличили свое количество за прошедший год. Зарегистрированные микрокредитные организации имеют клиентскую базу в размере 1, 5 миллиона человек.

Значительная часть микрозаймов находится на «сером» рынке. Эксперты оценивают его объем в половину официального. Масштабы «серого» рынка очень велики. Оценить его можно по количеству уличных объявлений, которые развешивают компании, не зарегистрированные в реестре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *